История ювелирного дела Петербурга

Ювелирные изделия не только подразумевают собой прекрасный подарок, но и таят в себе целую историю, — начиная от ювелира, который их создал до владельца, в чьи руки они попали. 

Однако ювелирное дело также прошло немало этапов развития, которые составили общую историю этого интересного ремесла. 

Петербург, превратясь в имперскую столицу, фактически стал одним из законодателей ювелирной моды и ювелирного дела, в целом.

Наш материал на petersburg1.ru, со ссылкой на spbcult.ru , мы как раз и посвящаем тому, как развивалось петербургское ювелирное ремесло.  

Вопрос соответствия

На территории Петербурга заинтересованность в ювелирных изделиях начала активно увеличиваться ко второй половине восемнадцатого столетия. 

Границы новой имперской столицы все росли и увеличивались, и всем придворным нужно было соответствовать той блестящей городской атмосфере, в которой они пребывали.

Появление особенного стиля

В город приглашались известные французские  и швейцарские ювелиры — Жан-Пьер Адор, Жереми Позье, Георг-Фридрих Экарт, Луи-Давид Дюваль и другие. В результате, это привело к формированию особого «петербургского стиля», который отличается сочетанием европейского подхода и традиций, присущих русскому искусству.

Рост промышленности

В девятнадцатом столетии в Петербурге начался период индустриализации. 

Ювелирная промышленность вместе с многими другими отраслями стала активно расти. 

В 1830-тых на территории города отмечалось появление независимых ювелирных производств.

Одной из наиболее популярных петербургской компанией того времени, была семейная фирма «Яна и Болина».

Она была основана наследниками одного из саксонских мастеров, которым был Кристоф-Андреас Рёмплер. Он служил в качестве придворного ювелира в период, когда правил Павел Первый и Александр Первый. 

Практически до того, как началась революция 1917-того упомянутым ювелирным домом поставлялись драгоценности Императорскому Двору. 

Уникальные ювелирные изделия, которые были произведены им входят в число одних из самых искусных. Так, этот ювелирный дом является создателем «Русской красавицы» (диадемы), «Владимирской тиары» и Императорской венчальной короны 1884-го.

О легендарном ювелирном доме

Самый знаменитый ювелирный дом имперского государства начал свою историю в 1842-ром, когда немецким ювелиром Густавом Фаберже было осуществлено открытие первого фирменного магазина, местом расположения которого была Большая Морская улица.

Спустя период четырёх лет он стал отцом сына Карла, который прославил детище своего отца по всему миру.

В период учёбы Карлу выслала честь черпать знания на территории Европы — он изучал мастерство по крупнейшим музеям, а его учителями были известные ювелиры. 

В тридцати шестилетнем возрасте он стал наследником отцовской фирмы и занимался тем, что реставрировал эрмитажные экспонаты. Вскоре его большой талант был замечен императором Александром Третьим, и в 1885-том фирме суждено было превратиться в официального поставщика драгоценных изделий Дома Романовых. 

Заказчиком создания первого из легендарных яиц был император, который хотел преподнести такой необычный сюрприз Марие Фёдоровне. 

Яйцо, которое покрывала белая эмаль, внутри которого была золотая курочка, было Пасхальным подарком императрице. 

Позже такого рода подарки превратились в царскую традицию, и ежегодного упомянутым ювелирным домом создавался ряд новых шедевров для монаршей семьи.

Ещё одна успешная компания

Долгий период времени на территории столицы тон задавался иностранными мастерами, и представители петербургской ювелирной школы тяготели к европейским традициям.

Ко второй половине восемнадцатого столетия наступили перемены, и столичными ювелирами (они стали брать пример с московских коллег) было принято решение относительно развития исконно-русского направления. 

Отдельного внимания заслуживает фирма, собственники которой были братья Грачёвы.

Открытие первого магазина произошло в 1867-мом, и осуществлено оно было мастером по серебряному делу Гавриилом Грачёвым, а его сыновьями дело было продолжено.

Истинную славу ювелирному дому принесла коллекция изделий на русскую тематику, которые были выполнены в эмалевой технике.

На протяжении тридцати лет фирме Грачёвых суждено было пройти непростой путь. Сначала это была небольшая мастерская, а потом она стала Торговым домом, где был собственный магазин, местом расположения которого стал Невский проспект.

Кроме того, он превратился в официального поставщика, благодаря которому драгоценностями снабжался весь Высочайший двор. 

В послереволюционный период произошло закрытие производства.

Основание уникальной организации

К двадцатому столетию в петербургской ювелирной промышленности наступил расцвет, а её главная опора была представлена воспитанниками такого учебного заведения, как Училище, владельцем которого был барон Штиглиц.

В 1912-том преподаватели и выпускниками этого учебного заведения была основана организация в виде «Русских самоцветов».

В послереволюционный период сферу ювелирного искусства ещё долгое время считали в качестве пережитка, который оставило буржуазное общество, и всё же производство смогло продолжать работать в новых условиях с сохранением названия.

Одни из известных работ

Крупные работы, которые исполнялись для советских чиновников были представлены пятиконечными инкрустированными звёздам. Их впоследствии разместили на Кремлёвских башнях. 

Также ювелиры занимались созданием мозаичной карты Советского Союза, материалом которой стали драгоценные камни, которая была представлена на таком мероприятии, как Всемирная Парижская выставка.

Великая Отечественная война стала для «Русских самоцветов» периодом эвакуации на территорию Свердловска, а оставшимися ленинградскими работниками обеспечивались фронтовые нужды. 

В послевоенный период заинтересованность в ювелирном искусстве совершенно пропала, и его возрождение произошло только в 1950-1960-х, когда государство ощущалось влияние переломного этапа в процессе развития искусства, в общем.

Ленинградцы на страже возрождения традиций

Важная роль в том, чтобы возрождались дореволюционные традиции была сыграна мастерами, которые представляли Ленинградскую школу.

Параллельно этому они занимались ведением борьбы за то, чтобы обновить подходы к сфере ювелирного дела и пытались доказать, что изделия вполне можно считать чем-то вроде произведений искусства.

В этой части справедливо упомянуть о ленинградских мастерах Вере Поволоцкой, Ремире Харитонове и Юте Паас-Александровой, которая вошла в историю, как первый ювелир, которого приняли в организацию, представленную Ленинградским Союзом художников.

Справедливо отметить, что открытие первого официального магазина при петербургском заводе произошло в 1969-том на нынешней улице Михайловской, а сейчас продолжение его традиций лежит на плечах ювелирного центра «Фаберже», который является наиболее крупной российской торговой площадкой в данной сфере.

Фото: https://spbcult.ru/

More from author

.,.,.,.